Пинхас (pinchas) wrote,
Пинхас
pinchas

Categories:

р. Хаим Друкман. "Ким'а ким'а": Суть и философия религиозного сионизма. гл.1

Предисловие и технические пояснения см http://pinchas.livejournal.com/69487.html

*****=Оглавление: гл. 1 ==****

Глава 1.  Геула приходит "мало помалу"
1.1. Процесс геулы идет постепенно, "как пробивается свет зари". Термин "мало помалу
1.2. Усиление тьмы перед рассветом
1.3. «Взращивающий спасение»: мессианское избавление сравнивается с процессом роста растения
1.4. Геула - естественный процесс, поэтому он длительный
1.5. В процессе геулы тьма и свет перемешаны, они действуют одновременно. Понятие "не день и не ночь"
1.6. Принцип постепенности геулы ("мало-помалу") в литературе ахроним
1.7. "Мало помалу" (постепенности геулы) необходимо для сохранения человека как самостоятельной личности

Глава 1.  Геула приходит "мало помалу"

1.1. Процесс геулы идет постепенно, "как пробивается свет зари". Термин "мало помалу"
Вся книга называется Ким'а ким'а, "мало помалу", и это же название первой главы. Это центральная идея в понимании Геулы, постоянно подчеркиваемая религиозным сионизмом как один из очень важных принципов мироздания: геула приходит постепенно, и медленно, "мало помалу".

В качестве введения ко всей теме Геулы Израиля приведем знаменитой истории из Иерусалимского Талмуда
(Брахот 1,1) о сравнении Геулы с пробивающимся светом зари:

«р.Хия Великий  и р.Шимон бен Халафта шли по долине Арбель в предутренние часы и увидели, как пробивается свет зари. И р. Хия Великий сказал р.Шимону бен Халафта: Смотри: Так и геула Изралия - она приходит наступает мало-помалу (ким'а ким'а), но наступая постепенно крепнет …. Так путь геулы описан нам и в Свитке Эстер. Поначалу сказано «И Мордехай сидел у царских врат» (Эстер 2:21), а потом: «И взял Аман одеяние и коня» (6:11), а потом сразу «и возвратился Мордехай к царским вратам» (6,11), и лишь впоследствии «И вышел Мордехай от царя в царском одеянии» (8:15), и после этого: « И настали для евреев свет и веселье» (8:16).

У сравнения геулы Израиля с появлением света зари. есть несколько смыслов:
Появление света зари это медленный процесс, - так и геула  это процесс, а не одномоментное явление.
Как в начале процесса появления света зари, когда заря только занимается, не сразу становится различим поднимающийся свет, и только позднее обнаруживается, что день уже начался, - так и с процессом геулы  на первых этапах не все могут увидеть события геулы, ее ход, однако в дальнейшем становится очевидным, что геула уже началась.
До того как пробьется первый луч света сумрак особенно тёмен, - так это в природе и так это в процессе геулы.

(Вопрос-возражение: "но если геула уподоблена заре - то она не может вдруг пойти вспять! а то, что вы называете геулой, а именно, продвижение Государства Израиль, ведь на наших глазах идет вспять - например, отдали арабам Гуш Катиф! Следовательно, Государство Израиль - это вовсе не геула!"
Ответ:
1. Никакой принцип и тем более аналогию нельзя абсолютизировать. Они лишь задают направление, но не всегда реализуются прямо.
2. Действительно, есть аспекты в которых мы отступаем - как например Гуш Катиф. Однако есть много других аспектов, в которых мы продвигаемся - (даже в чисто "поселенческом" аспекте - в частности, освоение Иудеи и Самарии и Храмовая Гора - но и во многих других аспектах жизни Страны. Нельзя абсолютизировать одни аспекты и не замечать другие.
3. Мы уже отметили в предисловии, что в первой части книги мы рассматриваем вопросы о том, что такое вообще геула, каковы ее характеристики. Вопросы же о том, применимо ли это (и как) к современному Государству Израиль - мы рассмотрим во второй части книги.
4. На самом деле именно в этой истории из Иерусалимского Талмуда и есть указание на понимание того что кажется нам "отступлением в процессе геулы". Цитаты из Свитка Эстер, казалось бы, лишние в ней (ведь идея уже передана ассоциацией "как пробивается свет зари"), - но они выделяют именно проблему "отступлений в процессе геулы". Начальная позиция Мордехая не является выигрышной: Мордехай сидит у царских ворот. Потом есть продвижение: «И взял Аман одеяние и коня» - т.е. Мордехай вознесен и уважаем. Но после этого «и возвратился Мордехай к царским вратам» - т.е. возвратился к своему начальному состоянию, ничего не изменилось и не продвинулось, казалось бы, все проиграно, катание на лошади ничего не принесло. Однако потом в результате этого «И вышел Мордехай от царя в царском одеянии», и еще более « И настали для евреев свет и веселье». Таким образом, развитие Избавления не идет линейно, возможны остановки и кажущиеся отступления - но они лишь накапливают потенциал для дальнейшего продвижения.

1.2. Усиление тьмы перед рассветом

Этот последний момент - густота тьмы перед рассветом - наши учителя специально выделяют во многих местах:

«Нет мрачнее сумрака, чем в предрассветный час» (Шохар Тов, 68).
«И будет потомство твое как прах земли (кн. Бытия 28,14) — когда дойдут твои потомки до «праха земного», «станут как прах земной» в тот час - «и распространишься на запад и на восток, на север и на юг распространишься на юг и на восток» (там же)....(Шемот Раба 25, 8).
«Ответит тебе Господь в день бедствия (Псалмы 20,2) — чему подобно это? - Шли по дороге отец и сын и устал сын. Спросил отца: Где же город? Ответил ему: Сын мой, вот знак  который будет тебе: когда увидишь кладбище, значит город близко. Так и Святой благословенный сказал Израилю: Когда участятся ваши бедствия — знак это, что близко время избавления... (Шохар Тов 20).

Кли Якар (Шемот 6:1) отмечает это явление как в природе (именно перед появлением первого луча света господствует самый тяжелый сумрак), так и в процессе геулы (фараон усилил порабощение - после того, как Моше был послан к нему,  - как раз в тот момент когда должен был начаться Исход из Египта,). И он так объясняет это явление: «Известно, что так это в природе:  тьма ночи усиливается ближе к рассвету, но потом свет зари пробивается и встает; и также большинство больных ближе к смерти как будто бы начинают чувствовать себя лучше, садятся на кровати, просят поесть, а после смерть берет свое; так в зимние дни холод усиливается ближе к весне, но в конце концов его побеждает солнце. И все это потому, что такова природа вещей. Всякая вещь в природе, когда чувствует, что наступает на нее ее противоположность, желая уничтожить ее, - то укрепляется она против своей противоположности как только может, и действует со всей мощью, но в конце концов бывает побеждена. Такова природа всех этих вещей, о которых мы упоминали...».

Когда некая сила чувствует, что пришел ее конец, она собирается с силами и направляет всю свою мощь, чтобы одолеть силу выступающую против. Поэтому, именно когда противоположная ей сила наступает, прежняя сила укрепляется.
Также и с геулой — перед тем как засияет свет, перед тем как наступит геула  - перед этим тьма и галут собирают все свои силы против сил геулы, которые угрожают им, и сумрак усиливается и увеличивается.

Этот момент надо подчеркнуть отдельно: когда приходит время геулы, то тогда процесс геулы постепенно уничтожает галут. Но мир устроен так, что всякая сила борется за свое существование - и поэтому галут, поставленный перед "опасностью уничтожения" - он концентрирует силы, чтобы защититься от этой геулы, он напрягается и хочет доказать, что он "очень правильный". Поэтому в процессе начала геулы - идеология галута усиливается. Это выражается в новых идеях  антисионизме Сатмара и Нетурей Карта, в идеях типа "даже и в Израиле сейчас все равно галут" и т.п. Потому что если в Израиле сейчас не галут, - то интеллектуальное и духовное место, которое они занимают в мире, уничтожается.
Это кстати касается не только ультра-харедим, - но любой элиты (не только властной элиты, но и любой интеллектуальной группы), сформировавшейся в определенных условиях: если есть резкий переход к другим условиям жизни, то прежняя элита обязательно будет сдвинута с ее места и не останется в своей роли, и поэтому прежняя элита обязательно хочет доказать, что условия не изменились и жизнь идет по-старому, все то же самое. Поэтому это не то, что это кто-то злодей - а просто есть исторический ход развития, и это касается любой группы, занявшей свое место в результате того или иного социального процесса: когда направление развития меняется, то сторонники прежнего процесса считают, что их пытаются уничтожить - поскольку со всяким процессом связаны конкретные живые люди, их физическое или духовное благосостояние или статус, который от изменения направления развития уничтожается или теряется. И поэтому, разумеется, они будут против этого нового направления бороться.

1.3. «Взращивающий спасение»: мессианское избавление сравнивается с процессом роста растения

В молитве Амида есть благословение, относящееся к мессианскому избавлению: "росток Давида, раба твоего, поскорее взрасти...благословен Ты, Господь, взращивающий спасение". В этом благословении трижды - "росток ...   взрасти ... взращивающий" -  мессианское избавление сравнивается с взращиванием, развитие мессианского избавления уподобляется процессу роста растения.

Использование слова «взращивание» по отношению к геуле можно найти во множестве мест у пророков и в Писании.

В пророчестве Иеремии (23:5): «Вот, наступают дни, - сказал Господь, - когда взращу Я Давиду праведный росток, и будет царствовать царь, и будет мудр, и будет вершить суд и справедливость на земле». РаДаК комментирует этот стих: «Праведный росток — это мессия, и называют его «росток» — ибо будет его выход в мир как выходит росток в поле...»

И в другом месте у Иеремии  (33:15): «В те дни и в то время взращу Я Давиду праведный росток, и будет он вершить суд и справедливость на земле». И вновь РаДаК комментирует: «Праведный росток — это царь мессия».

В пророчестве Зхарии (3,8): «...ибо вот привожу раба Моего Цемаха» - также и тут РаДаК пишет: «Это царь мессия».

И в шестой главе там же (стих 12): «И скажешь ему так: так изрек Господь Цеваот, говоря: вот человек, Цемах – имя его, и из места своего произрастет он, и построит он Храм Господень.

И в Псалмах (132:17): «Там взращу Я рог Давиду, приготовил Я светильник помазаннику Моему».

Видимо, именно эти стихи стали причиной того, что мужи Великого собрания в "благословении о мессианском избавлении" в молитве Амида подчеркивают аспект «взращивания».

«Взращиванию», как и «восходу зари» присущи три принципа, - параллельные тем,  которые мы выше уже выучили из слов р. Хии Великого:
Взращивание - это медленный процесс.
В начале процесса взращивания человек смотрит на землю и не видит ничего, и только после того, как росток прорастает, выясняется, что процесс его роста начался раньше.
Новый рост начался лишь после гниения прежнего семени. (соответствует "тьма перед рассветом особенно сильно темная")

Сравнивая, в молитве Амида, мессианское избавление с взращиванием растения - мужи Великого собрания хотят постоянно напоминать нам о том, что процессу геулы свойственны эти три принципа.

1.4. Геула - естественный процесс, поэтому он длительный

Понимание того что геула это процесс, а не одномоментное событие,  - приводит к заключению, что этот процесс должен быть естественным (а не "явно чудесным"), он управляется через природу. Чудо - это не процесс. Сверхъестественное чудо - это изменение, которое происходит быстро и разом. Оно над-природно. В отличие от этого, в природе всегда идут процессы, происходит медленное развитие, ступень за ступенью.
Так р. Иссахар Шломо Тайхталь в своей книге «Мать, радующаяся о детях своих» (2,2) пишет: «Из сравнения геулы со взращиванием следует, что наше спасение в грядущем - взрастет естественным образом, точнее оно будет "чудом облаченным в природу". И поэтому понадобиться для него время естественного развития, которое происходит мало- помалу, не сразу...».
Так что геула - это процесс, который происходит естественным образом, требует времени и идет медленно.
В истории из Иерусалимского Талмуда эту идею подчеркивает спасение в Пурим, которое было "чудом облаченным в естественные вещи". Все события, описанные в книге Эстер развивались естественным образом, и р.Хия приводит два примера действия принципа «мало-помалу»: один из пример из природы - появление света зари и второй из истории - чудесное спасение в Пурим.

1.5. В процессе геулы тьма и свет перемешаны, они действуют одновременно. Понятие "не день и не ночь"

Итак мы выучили, что геула это естественный процесс, идущий естественным образом, ступень за ступенью. Однако даже и при его медленности - если бы мы видели только постоянное возвышение, пусть и медленное, у нас не возникало бы сомнения, что мы находимся в процессе геулы. Однако в реальности это не так. В реальности есть подъемы и падения, они то и вызывают недоумение. Снова и снова задают вопрос: действительно ли мы находимся в процессе геулы или может быть это только напрасная надежда?
Ответ на этот вопрос мы находим в словах пророка Зхарии - одного из наших важнейших источников понимания процессов геулы. Он говорит: «И будет день единственный - известен он Господу: не день и не ночь. И будет к вечеру: будет свет» (14: 7).
Что это за "день, который не день и не ночь"? Что значат эти слова: "И будет к вечеру: будет свет"? Ведь обычно к вечеру начинается сумрак и свет тает.
Слова "не день и не ночь" Раши комментирует так: "Не день" - не будет тогда света сияющего, подобного свету грядущего мира. " И не ночь" - не будет и бедствий, подобным бедствию угнетения в изгнании"
Таким образом, Раши считает, что пророк не говорит не буквально о дне, но об эпохе. Эпохе, которая не будет "ночью", т.е. и не будет в то время порабощения в изгнании, однако она все еще и не "день" - т.е. еще не удостоимся полноценного света. Когда же наступят такие дни? Раши говорит: " эти будут дни, предшествующие приходу Мессии". Если так, то тогда становится понятным продолжение стиха: "и будет к вечеру" - т.е. когда тот "день", эпоха, начнет клонится к закату, когда закончится переходный период - тогда "будет свет", т.е. явится свет совершенный, и не будет тьмы вовсе.

Аналогичным образом комментирует этот стих и РаДаК: "не день и не ночь" - "не будет весь целиком как день и не будет весь как ночь, - то есть не будет весь бедствием, но и не будет весь благополучным".
В эту переходную эпоху, предшествующую полной геуле, "тьма и свет служат вместе", т.е. уже можно распознать свет, однако тьма все еще тут. Тьма - это выражение, обозначающее все падения, слабости и промахи. Тьма возникает из-за того, что процесс геулы идет естественным (а не чудесным) образом. Естественный же путь неизбежно связан с взлетами и падениями, которые есть результат человеческих ошибок.  И эти ошибки и человеческие действия - они влияют на процесс геулы, в этом один из параметров естественности этого процесса.

1.6. Принцип постепенности геулы ("мало-помалу") в литературе ахроним

В раввинистической литературе Нового времени (ахроним) тоже часто упоминается принцип медленного продвижения геулы ("мало-помалу"). Приведем здесь некоторые их высказывания:

От имени Виленского гаона в книге "Коль hа-Тор" ("Голос горлицы") приводятся такие слова (1, 15): «Следует заранее знать, что начало геулы наступает медленно, мало-помалу, по словам мудрецов "так и геула Израиля- мало помалу наступит, как восход зари". Ибо "не радуйся из-за меня, неприятельница моя: хотя упал я, но встану; хотя сижу во мраке, Господь свет для меня" (Миха 7:8). И также "но стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня" (Притчи 4:18). И поэтому нужно приниматься за предприятие начала геулы, хотя бы оно даже и продвигалось бы очень понемногу".

Рав Цви Гирш Калишер в книге "Дришат Цион" ("Стремление к Сиону"):
«О геуле Израиля, которую мы ждем, - не надо думать, что внезапно спустится Господь, благословенный, с небес на землю и скажет народу своему: выходите. Или же в одно мгновение пошлет Он мессию с небес, и тот протрубит в великий шофар об изгнанных Израиля, и соберет их в Иерусалим, и возведет вокруг него стену огня и святилище Господне опустится с небес, как Он обещал через своих пророков. Совсем не так понимает это человек мудрый. Конечно же, все назначенное пророками исполнится в конце дней - но однако при этом не в спешке, за один день, и не в панике мы пойдем! Но постепенно наступит геула Израиля, медленно будет расти спасение, до тех пор, пока "Израиль же одолеет их" (Бамидбар 24:18). И об этом же сказано: "[И то, что малым было в начале твоем -] впоследствии умножится у тебя весьма" (Йов 8:7)".

Подобные вещи писал и Мальбим, отвечая на письмо рава Калишера по поводу начинающегося возвращения в Страну Израиля в середине 19 в.: "в главном, слова его правильные и правдивые. И я мог бы добавить несколько доказательств из простого смысла писаний, как я их истолковываю: что геула взрастет постепенно "как рассвет, наступление которого верно" (Ошеа 6:3),."Но стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светит, до полного дня", (Притчи 4:18)... И будет заселение земли Израиля раньше, чем придет машиах". (Шиват Цион, часть 2)

В своих комментариях к Танаху Мальбим также утверждает, что из прямого смысла Писаний мы видим, что геула вырастает медленно. Например, в комментарии на пророка Миху: "А ты, башня стада, крепость! Дочь Сиона к тебе придет и придет владычество прежнее, царство дочери Иерусалима" (4,8) - Мальбим понимает этот стих как указание на то, что геула это процесс (а не одномоментное действие), имеющий несколько стадий: "Вначале "дочь Сиона к тебе придет", т.е. сначала соберутся к тебе изгнанники Иегуды и Биньямина, которые называются "дочь Сиона" поскольку они были изгнаны из Сиона при разрушении Второго Храма. А после этого сказано "придет владычество прежнее" - и это означает что придет владычество малое, будет у них немного власти и будут управлять как было у Израиля в первые дни,  когда были у них судьи, прежде чем воцарился царь над сыновьями Израилевым. И только после этого сказано что придет "царство дочери Иерусалима", и это постоянное государство, царство дома Давида. И после того воцарится царь мессия в постоянном государстве".

Таким образом, по мнению Мальбима еврейское государство в Стране Израиля будет развиваться поэтапно: вначале собрание изгнанных и установление малой государственной власти подобно эпохе судей, и только после этого установится царство большое и постоянное от дома Давида, когда во главе его встанет мессия.

1.7. "Мало помалу" (постепенности геулы) необходимо для сохранения человека как самостоятельной личности

Итак мы увидели, что согласно множеству еврейских источников всех эпох геула должна будет развиваться медленно, как длительный процесс. Но в чем смысл этого, почему так должно быть?

Причина этого в том, что быстрое раскрытие Божественности не дало бы человеку возможности справиться с этим. А поскольку Всевышний хочет сохранить человека как самостоятельную личность - не может Он открыться сразу.
Наши мудрецы выразили эту точку зрения в мидраше на стих из пророка Исайи "Возрадуются пустыня и безводная земля, и возвеселится степь, и расцветет, как лилия, Пышно расцветет и веселиться будет, радуясь и ликуя; слава Ливана дана ей, великолепие Кармеля и Шарона; увидят они славу Господа, величие Бога нашего" (35:1-2). Сказали наши мудрецы: "Почему написано так (геула представлена как естественный процесс расцвета)? Чтобы научить тебя, что в тот час, когда Святой благословенный раскроет Свое явное Присутствие (Шехину) над Израилем,  - не откроет им все Свое благо сразу, ведь в таком случае не смогли бы они устоять перед этим; ведь если сразу откроет им Свое благо - умрут все. Как же поступит Святой благословенный? - Откроется Он им мало-помалу: вначале "возрадует горы", после этого "возвеселит степь и расцветет", после этого "слава Ливана дана ей", и лишь после этого " увидят они славу Господа, величие Бога нашего".  (Танхума изд. Бубера, Дварим 1,2).

Геула, возвращение пребывания Шехины на Израиле - это великое благо. Но если оно придет сразу, невозможно будет воспринять его и выдержать его. Геула подобна мощному свету: если он засветит весь разом - мы ослепнем от него и не сможем его выдержать.

Мудрецы добавляют пример: Учись у Йосефа: в тот час, когда он открылся братьям после многих лет и сказал им "я Йосеф, брат ваш!" - то сказано, что не могли братья его ответить ему, ибо испугались его (Быт. 45:3). Тем более - как же не испугаться раскрытия Бога?!
Аналогия геулы со встречей Йосефа с братьями - учит нас тому, что смысл геулы заключается в нашей встрече с Богом, после того как долгое время мы были отделены и отдалены от Него, как братья были отделены и отдалены от Йосефа. И после двух тысяч лет изгнания, галута, - такая встреча не может произойти внезапно, к ней нужно подготовиться.

В соответствии с пониманием мудрецами стиха из пророка Исайи, процесс геулы начинается с внешних вещей и постепенно продвигается к внутренним. Описание начинается с внешнего устроения, заселения Страны и экономического благосостояния, когда Всевышний "возрадует горы" - что понимается в свете знаменитых словах пророка Иехезкиэля (36:8): "А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему, Израилю, ибо скоро придут они". После этого наступает этап когда "слава Ливана дана ей" - и это национальное достоинство, возвращение к государственности. И только после этого внутреннее устроение, откровение "они увидят славу Господа, величие Бога нашего". Достижение этого уровня описано у пророка Исайи в словах "И скажет (народ) в тот день: вот, это Бог наш, на которого мы надеялись, и Он спас нас! Вот Бог наш, на Него уповали мы, будем же веселиться и радоваться помощи Его! (25:9)

То, что геула должна идти естественным путем, "мало помалу"  - это неслучайно. Есть сущностная необходимость в ее длительном поэтапном ходе - потому что если бы геула не развивалась поэтапно, у нас не было бы сил вынести ее великий свет.

На этот аспект геулы указывает также и  Зоhар (Берешит 170:1) в связи со стихом в Песни песней (6:10) "Кто это, что выглядывает, как заря; прекрасная, как луна, ясная, как солнце; грозная, как (войско) со знаменами?" Открыл раби Иегуда: «Кто это, что выглядывает» — это Израиль; и в тот время, когда Святой благословенный поднимет их и выведет из галута, - то откроется им раскрытие света узкое и малое, и лишь после этого другое раскрытие, большее первого, - пока не откроет им Святой благословенный врата высшие, открывающиеся на все стороны света. Подобно человеку, который сидел во тьме, и жилище его было всегда погружено во тьму, - когда хотят осветить его, то вначале приоткрывают немного света, с игольное ушко, а после больше того, и так каждый раз, пока не засветит весь свет как должно... Сначала все спрашивают о них [об Израиле] "Кто это, что выглядывает, как заря?" - Заря это утренний свет: тьма усиливается перед рассветом, и утренний свет очень слаб. Потом сказано "прекрасная как луна" - ведь свет луны больше, чем свет утренней зари; потом "ясная как солнце" - свет солнца силен и светит ярче лунного. И лишь после этого сказано "грозная как войско со знаменами" - то есть сильна и светит ярким светом, как должно.... Приди взгляни: когда день еще сумрачен, и скрыт свет, и приходит утро, то светит вначале мало-помалу, пока не усилится свет как должно,  - и также будет и когда Святой благословенный станет светить собранию сообществу Израиля".

Отец Рамбама, рабейну Маймон, в письме-утешении адресованному одному из его знакомых, которое он пишет, в частности, чтобы подбодрить и укрепить его после тяжелых событий, случившихся в их дни - тоже приводит принцип "мало помалу":
"И после того как завершится срок нашего изгнания. как бы он ни был долог, и унесутся потоки его и сотрутся как будто бы то было сном и спали мы, по слову Моше-посланника, мир ему: "Уносишь их Ты их как сон, поутру, как трава увянет" (Псалмы 90:5)  - то есть когда засветит утро геулы, которое придет к нам после сумрака ночи галута. Моше уподобил галут ночной мгле, а утро - спасению, и оно покажется как идет утро,  мало-помалу и наступит облегчение душе, болеющей в сумраке ночи.
Как человек, который блуждает в пустыне как слепец, и сгущается сумрак ночи над ним, ожидает со страхом всякого несчастья, что если споткнется и упадет в расщелину или колодец, и не будет знать куда упал, а если продолжит идти, то может быть хищные звери набросятся на него или разбойники, подстерегающие путников на дороге, - и болит его душа и неспокойно сердце, и долгой кажется ночь.
Пока не озарится мгла и не раскроется свет, и тогда начнет возвращаться к нему уверенность мало-помалу, пока все не наполнится светом и не покажется солнце и не освятит весь мир, и исчезнет тягота и глаза его исследуют местность и увидит, каким будет его путь и куда ему двигаться...» (Письмо утешения рабейну Маймона)

1.8. Башня спасения

Песнь Давида дважды появляется в Танахе — в конце книги Шмуэля (Шмуэль II, 22) и в Псалме 18. В последнем стихе песни Давида в книге Шмуэля сказано:
«Башня спасения царя Своего (мигдоль йешуот); творит Он милость помазаннику Своему Давиду и потомству его вовеки!»
Тогда как в Псалме:
«Взращивает спасения Он (магдиль йешуот) (для) царя Своего...»
Мой учитель рав Цви Иегуда Кук считал, что существует сущностная разница между этими двумя версиями: «Магдиль — мигдоль» - «взращивает спасение» (магдиль») и «башня спасения» (мигдоль): один и тот же стих говорится на уровне «пророков» в Шмуэле и на уровне «писаний» в псалмах. Из-за разницы в уровнях этих книг в языке стиха происходят изменения: в то время, когда есть прибавление святости, произносят стих, наделенный большей святостью, такой, какой он в «пророках», где (в отличие от писаний, в которых Всевышний предстает действующим — Он «взращивает спасение»), Он является, в истоке своем, Сам - башня спасения, подобно тому как мы благословляем в десять дней раскаяния: «Царь - суд».

Все книги Танаха святые, однако в нем существуют различные уровни святости: следует различать между святостью Торы и святостью пророков, между святостью пророков и святостью писаний. В Книге псалмов сказано, что Бог лишь взращивает спасение царя. В отличие от этого в книге Шмуэля, ступень святости, которой выше, ее святость — святость «пророков», подчеркивается, что сам Святой благословенный — Башня спасения царя. И это сущностная разница. Подобное различие мы встречаем в молитве Шмона Эсрэ между вариантом, который мы произносим в течении всего года - «Царь, любящий справедливость и суд», и вариантом, который произносится в десять дней раскаяния - «Царь - Суд», когда подчеркивается, что Бог не только любит справедливость и суд, но и Сам есть - Суд, «Царь — Суд».

По этой причине есть два варианта благословения после еды: вариант, который произносится в будние дни, и вариант, который произносится в субботы и святые праздники: в субботу и в праздники мы произносит стих из его источника, наделенного большей святостью, содержание которого сильнее подчеркнуто, в будние дни произносим стих из менее святого источника, содержание которого выражено слабее.

О существенной разнице между вариантом песни Давида в Шмуэле и вариантом в Псалмах говорили уже мудрецы (Шохар Тов, конец псалма 18):
«В одном писании написано мигдоль - в другом писании написано магдиль. Рав Йудан говорит: поскольку не приходит избавление народа этого сразу, но приходит постепенно. И что значит «взращивает» магдиль? - «Взращивает» — избавление Израилю растет постепенно, ведь испытывают они сейчас большие невзгоды и если сразу наступит великое избавление, то не смогут вынести его....Что же значит «башня спасения» мигдоль? - Станет для них царь мессия башней спасения...».
Начало геулы - продолжительный процесс, в нем Святой благословенный, взращивает мало помалу спасение царю Своему и только когда мы достигнем полного избавления «станет вам царь машиах башней спасения».
О процессе геулы, ведущемся естественным путем, говорится в стихе из книги Псалмов, на той ступени святости, которая есть у книг писаний, тогда как окончание процесса — полная геула — выражена в стихе из книги Шмуэля, на той ступени святости, которая есть у книг пророков. В будние дни мы упоминаем в благословении после трапезы избавление идущее естественным образом, в то время как в субботу и в праздники упоминаем полное избавление.
Tags: р. Хаим Друкман. "Ким'а ким'а" +
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments