?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Сегодня в Университете Ариэль была церемония закрытия Маса-Ариэль-10
pinchas
pinchas
Я редко хожу на церемонии закрытия, но сейчас, ввиду происшедшего холивара, начальство просило прийти и пообщаться со студенческим обществом. (Кстати, на анонимном опросе студентов об интересности и о качестве преподавания я получил, как мне сегодня сообщили, оценку 4,5 из 5, т.е. 90/100. Учитывая, что я по своей природе интеллектуально divider, т.е. у одних слушателей вызываю активную симпатию, а у других столь же явную антипатию, - это, в общем, неплохой показатель). Выступая на церемонии, один из руководителей Масы сказал: "Раньше я должен был долго и нудно объяснять русскоязычным, где я работаю, и что такое вообще программа Маса. А теперь мне достаточно сказать: "Маса-Ариэль, Ася", – и всякий еврейско-русскоязычный человек знает, о чем речь, даже и в  России, потому что плохого пиара не бывает. Ася сделала программе Маса-Ариэль огромную рекламу, и большое ей спасибо за это".

А после этого начальство вдруг - никак мне заранее ничего не сообщив! - говорит: "а теперь у нас выступит самый спорный преподаватель всех времен и народов" - и вызывает на сцену меня. Ну и пришлось говорить полным экспромтом, сочиняя речь пока поднимался на сцену.

Сказал я следующее: Что еврейская традиция учит нас видеть в событиях, которые с нами происходят, одновременно две совершенно раздельные стороны: то, что сделал тот и иной человек – и это его заслуга или вина, его проблемы и его счёты с миром; и совершенно другой вопрос – почему это произошло со мной и что Бог этим хочет мне сказать. Например, если вор у меня что-то украл, то один аспект – это аспект вора (виноват он или же не виноват, и вопрос суда над ним), и совершенно другой аспект – почему Всевышний сделал так, что украли именно у меня. И это мой аспект ситуации, совершенно никак не связанный с вором или его личностью. Этот принцип применяется от маленьких вещей и до самых больших. Например, леhавдиль, Катастрофа: один вопрос это вина немцев или поляков и вообще всей Европы, которая позволила этому осуществиться; но параллельно и другой вопрос – почему это произошло с нами, где мы сами поступили неправильно, где мы допустили непонимание хода истории, и почему так случилось. И этот вопрос: "почему так случилось с нами?" – является совершенно отдельным от вопроса  о том, что немцы или поляки являются виновными. Это просто два совершенно отдельных вопроса. И также - леhавдиль! -человек должен относиться ко всему, что происходит с ним в жизни. Также и в этой истории, которая на этой Масе произошла: с одной стороны, есть споры о том, кто прав, кто не прав, и стремление обосновать свою правоту - и это стремление правильное. Но есть и совершенно другой вопрос – почему это произошло со мной, и чему это меня учит? И именно так мы должны относиться ко всему, что с нами происходит в жизни - и мне бы хотелось, чтобы именно этот урок выучили студенты Масы из всей этой истории.

Не знаю, кто из студентов понял эту идею, но надеюсь, что часть поняла.

Что касается меня самого, то я вывел для себя следующий важный принцип. Я в преподавании стремлюсь всегда втиснуть в лекцию как можно больше интересного и нестандартного, рассказать о вещах пограничных, дать как можно более разноплановую картину. И поэтому, для иллюстрации, я залезаю в области, в которых не являюсь специалистом. Но реально иллюстрация получается плохой и иногда вообще неправильной, а самое главное - студенты все равно не могут всё это воспринять. Поэтому мне нужно выбрасывать из лекций все эти иллюстрации, сконцентрироваться на сути того, что я хочу сказать, и делать лекции гораздо более заостренными, посвященными только главной теме. Все равно, больше студент не съест, а отсутствие постороннего материала поможет сосредоточиться на главном.

Поэтому я должен выкинуть из своей лекции "Религия и наука" вообще всё рассмотрение разных физических, биологических и лингвистических теорий, и вообще в это не залезать. Вместо этого дать тривиальное согласование иудаизма с мэйнстримом космологии (возраст Вселенной) и эволюционизма - что довольно не сложно (про интеграцию эволюционизма и креационизма я уже писал; сейчас я снял этот пост, просто потому, чтобы не отвлекаться от той книги, которую пишу, но через некоторое время займусь этой темой и верну пост на место) - и далее перейти к моделям конструктивного взаимодействия религии и науки, к которым на этом курсе, из-за возникшей бадяги с дарвинизмом, я вообще не успел перейти. А это собственно гораздо интереснее чем проблема согласования. Такое построение лекции будет более воспринимаемо для слушателей, чем попытки дать студентам больше и дополнить лекцию каким-то иллюстративным материалом, в котором я сам разбираюсь недостаточно.

Еще на церемонии было отмечено, что программа Маса чрезвычайно успешная - в течение пары лет после нее репатриируется примерно 30% участников (а репатриация, собственно, и является ее целью). В случае Маса-Ариэль-10 первая репатриантка (уже поменявшая свой статус на ПМЖ) была одна из студенток уже за 2 дня до выпускного вечера - на котором ее с этим все и поздравляли.

Так что итог Маса-Ариэль-10, думаю, вполне неплохой, несмотря на то, что холивар отнял две недели рабочего времени. Постараемся, чтобы это было не напрасно.

ps. Я не закрываю возможность конструктивных комментов к этой записи, но холивар и троллинг будут просто удаляться без предепреждения.

  • 1
2. Казанцева пишет: "He also lied that biologists are tend to believe to "intellegent desighn" theory". Это абсолютная ложь. Я сказал, что разумеется, Дарвинизм сегодня это мейнстрим, но что постепенно появляются новые теории, предлагающие альтернативную модель эволюции. Даже если считать, что эти теории пока что недостаточно обоснованы и "очень экстравагантные" (а я, кстати, это отметил на лекции) - мое утверждение никак не является ложью! Ну а ни о каком бреде типа "биологи склоняются верить" я и близко не говорил. А кроме того, я специально на лекции подчеркнул, что "intelligent design" на сегодня НЕ является научной теорией.

Как видишь, ВСЕ её обвинения оказались ложью. При этом ее друзья в этом "полностью ее поддерживают" http://grihanm.livejournal.com/409793.html?thread=5350593#t5350593 - скажи, как можно объяснить подобную поддержку иначе как просто ненавистью к религии, которая при этом рядится в одежды науки?

И она примерно это же повторяет в своих статьях, сознательно передергивая факты. Посмотри, например, заголовок её статьи "Почему евреи не верят в эволюцию" http://mtrpl.ru/jewish-evolution/ - а ведь такие заголовки и остаются в головах читателей. (Она пыталась в одном месте защититься тем, что такие сознательно лгущие заголовки дает не она, а редактор - но этим она вообще выставляет себя не журналистом, а "литературным негром"). И при этом она во многих местах сознательно пишет свои материалы так, чтобы читатели подумали, что это происходит на курсе по биологии, о не по религиозной философии (её читатели были просто поражены, когда я им это сообщал - из её материалов они совершенно этого не поняли).

А относительно того, что она пишет бред про Израиль - вот тебе ее статья на эту тему http://mtrpl.ru/jewish-dna. В ней она сообщает своим российским читателям, что "еврейство рассматривается как сугубо биологическая, а не культурная вещь" (что есть прямое, злостное и сознательное перевирание Закона о Возвращении, который именно и исходил из того, что на уровне внуков, в целом, культурная связь сохраняется). Здесь дело не в "личной аморалке" (которой она всё время бравирует - "да, я аморальная и циничная, только мой моральный облик к делу не относится"), - а в том, что она как журналист выбрала своим кредо постоянную, систематическую ложь. И она еще станет в российской журналистике "экспертом по Израилю" - как же, училась здесь в университете! И тогда она наврёт про Израиль (а не только про меня, про религиозных и про Ариэль) такого, что мало не покажется.

И такой человек и есть ваш новый идол.

Edited at 2013-11-12 07:21 pm (UTC)

В статье http://mtrpl.ru/jewish-dna я не нашел ни особого криминала, ни бреда об Израиле. Когда кто-то вдруг находит документы, что у него бабушка еврейка, даже если он её ниогда не видел и воспитывался в сиротском доме, его, согласно Закону о Возвращении примут. А из культуры важно только, что он не перешел в другую религию, что и она пишет: "Правильный еврей может быть только иудеем или атеистом – если он, например, принял христианство, то его митохондрии прекращают быть еврейскими до тех пор, пока человек не одумается. В то же время, когда представитель любой национальности принимает иудаизм – то есть проходит гиюр – его митохондрии становятся по-настоящему еврейскими: новообращенный не только получает право на гражданство Израиля сам, но и передает его всем своим детям и внукам".
Поэтому обвинение "прямое, злостное и сознательное перевирание Закона о Возвращении" не имеет оснований, тем более, что она, я уверен, его в глаза не видывала. Похоже, что Ваши позиции стали симметричными, каждый обвиняет другого в сознательных искажениях.
http://mtrpl.ru/jewish-evolution/ имеет хлесткое название, я сам так иногда делал , типа "Почему Рамбама делает грубую ошибку", чтобы потом написать что ошибки нет. Да и название заведомо несерьёзное, вот тот же Гульд - еврей. Прием допустимый ИМХО. Суть дела, однако, такова. Почему вообще в курсе заговорили о Дарвине? Если любая теория эволюции нам, как выяснилось, подходит? Потому, что хотелось его слегка лягнуть. И негодными средствами, и это, как ни верти, было. А почему? Потому что все-таки где-то внутри Дарвин философски неприемлем, и это прорывается. Я уверен, что это стоит и за статьёй Ш., и за тем, как её тиражировали на сайте М-м, но это сейчас неважно.
Впрочем, как я уже говорил, личность её значения не имеет, главное, внести исправления. От ошибок в биологии и физике избавились, надо теперь править отношение к научному знанию, как таковому. И, конечно, убрать это "прямое, злостное и сознательное перевирание Закона о Возвращении " и сходное.
Что касается поддержки, я не знаю, что руководит другими. Мной руководит защита преследуемой и униженной религии. (Это не лозунг, а подзаголовок книги Кузари)

"прямое, злостное и сознательное перевирание Закона о Возвращении " - Лёва, я поражен, что тебе непонятно, что закон не может быть сформулирован на уровне "чуствует внутреннюю связь" и оставил "потомки до второго колена" исходя из того, что В ЦЕЛОМ, В СРЕДНЕМ на этом уровне чуство связи сохраняется. (было еще "общее чуство солидарности со всеми, кто подвергался преследованию от нацизма", и оно влияло, но детали ЗОВ этим не определялись. в любом случае ключевая фраза статьи "еврейство рассматривается как сугубо биологическая, а не культурная вещь" - это бред)

Это классический профессиональный журналистский прием, когда делают формально-частично-верное утверждение с заведомой целью создать у читателя ложное представление о предмете.

Ну а если ты не понял, что этот пассаж выставляет для российского читателя Израиль (уже не только религиозный, а весь!) полными идиотами - я уж не знаю каким образом это тебе объяснить.

  • 1