Пинхас (pinchas) wrote,
Пинхас
pinchas

Categories:

Сегодня в Университете Ариэль была церемония закрытия Маса-Ариэль-10

Я редко хожу на церемонии закрытия, но сейчас, ввиду происшедшего холивара, начальство просило прийти и пообщаться со студенческим обществом. (Кстати, на анонимном опросе студентов об интересности и о качестве преподавания я получил, как мне сегодня сообщили, оценку 4,5 из 5, т.е. 90/100. Учитывая, что я по своей природе интеллектуально divider, т.е. у одних слушателей вызываю активную симпатию, а у других столь же явную антипатию, - это, в общем, неплохой показатель). Выступая на церемонии, один из руководителей Масы сказал: "Раньше я должен был долго и нудно объяснять русскоязычным, где я работаю, и что такое вообще программа Маса. А теперь мне достаточно сказать: "Маса-Ариэль, Ася", – и всякий еврейско-русскоязычный человек знает, о чем речь, даже и в  России, потому что плохого пиара не бывает. Ася сделала программе Маса-Ариэль огромную рекламу, и большое ей спасибо за это".

А после этого начальство вдруг - никак мне заранее ничего не сообщив! - говорит: "а теперь у нас выступит самый спорный преподаватель всех времен и народов" - и вызывает на сцену меня. Ну и пришлось говорить полным экспромтом, сочиняя речь пока поднимался на сцену.

Сказал я следующее: Что еврейская традиция учит нас видеть в событиях, которые с нами происходят, одновременно две совершенно раздельные стороны: то, что сделал тот и иной человек – и это его заслуга или вина, его проблемы и его счёты с миром; и совершенно другой вопрос – почему это произошло со мной и что Бог этим хочет мне сказать. Например, если вор у меня что-то украл, то один аспект – это аспект вора (виноват он или же не виноват, и вопрос суда над ним), и совершенно другой аспект – почему Всевышний сделал так, что украли именно у меня. И это мой аспект ситуации, совершенно никак не связанный с вором или его личностью. Этот принцип применяется от маленьких вещей и до самых больших. Например, леhавдиль, Катастрофа: один вопрос это вина немцев или поляков и вообще всей Европы, которая позволила этому осуществиться; но параллельно и другой вопрос – почему это произошло с нами, где мы сами поступили неправильно, где мы допустили непонимание хода истории, и почему так случилось. И этот вопрос: "почему так случилось с нами?" – является совершенно отдельным от вопроса  о том, что немцы или поляки являются виновными. Это просто два совершенно отдельных вопроса. И также - леhавдиль! -человек должен относиться ко всему, что происходит с ним в жизни. Также и в этой истории, которая на этой Масе произошла: с одной стороны, есть споры о том, кто прав, кто не прав, и стремление обосновать свою правоту - и это стремление правильное. Но есть и совершенно другой вопрос – почему это произошло со мной, и чему это меня учит? И именно так мы должны относиться ко всему, что с нами происходит в жизни - и мне бы хотелось, чтобы именно этот урок выучили студенты Масы из всей этой истории.

Не знаю, кто из студентов понял эту идею, но надеюсь, что часть поняла.

Что касается меня самого, то я вывел для себя следующий важный принцип. Я в преподавании стремлюсь всегда втиснуть в лекцию как можно больше интересного и нестандартного, рассказать о вещах пограничных, дать как можно более разноплановую картину. И поэтому, для иллюстрации, я залезаю в области, в которых не являюсь специалистом. Но реально иллюстрация получается плохой и иногда вообще неправильной, а самое главное - студенты все равно не могут всё это воспринять. Поэтому мне нужно выбрасывать из лекций все эти иллюстрации, сконцентрироваться на сути того, что я хочу сказать, и делать лекции гораздо более заостренными, посвященными только главной теме. Все равно, больше студент не съест, а отсутствие постороннего материала поможет сосредоточиться на главном.

Поэтому я должен выкинуть из своей лекции "Религия и наука" вообще всё рассмотрение разных физических, биологических и лингвистических теорий, и вообще в это не залезать. Вместо этого дать тривиальное согласование иудаизма с мэйнстримом космологии (возраст Вселенной) и эволюционизма - что довольно не сложно (про интеграцию эволюционизма и креационизма я уже писал; сейчас я снял этот пост, просто потому, чтобы не отвлекаться от той книги, которую пишу, но через некоторое время займусь этой темой и верну пост на место) - и далее перейти к моделям конструктивного взаимодействия религии и науки, к которым на этом курсе, из-за возникшей бадяги с дарвинизмом, я вообще не успел перейти. А это собственно гораздо интереснее чем проблема согласования. Такое построение лекции будет более воспринимаемо для слушателей, чем попытки дать студентам больше и дополнить лекцию каким-то иллюстративным материалом, в котором я сам разбираюсь недостаточно.

Еще на церемонии было отмечено, что программа Маса чрезвычайно успешная - в течение пары лет после нее репатриируется примерно 30% участников (а репатриация, собственно, и является ее целью). В случае Маса-Ариэль-10 первая репатриантка (уже поменявшая свой статус на ПМЖ) была одна из студенток уже за 2 дня до выпускного вечера - на котором ее с этим все и поздравляли.

Так что итог Маса-Ариэль-10, думаю, вполне неплохой, несмотря на то, что холивар отнял две недели рабочего времени. Постараемся, чтобы это было не напрасно.

ps. Я не закрываю возможность конструктивных комментов к этой записи, но холивар и троллинг будут просто удаляться без предепреждения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →